Технадзор устройств газоснабжения
Вторник, 14.05.2024, 02:14
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2019 » Июнь » 11 » «Дружеский» хлор «Роснефти»
    20:28
    «Дружеский» хлор «Роснефти»

     
    Как загрязнялась нефть
     
    19 апреля 2019 года компания «Белнефтехим», оператор Мозырьского НПЗ в Белоруссии, заявила о резком росте содержания хлорорганики в нефти. Завод снизил загрузку и перевел часть установок в режим рециркуляции. Это была пятница. В выходные особо никто не дернулся. Только на следующей неделе стал понятен объем бедствия.
     
    25 и 26 апреля встали северная и южная ветки «Дружбы», частично нефтепровод БТС-2, который снабжает терминал в Усть-Луге на Балтике. Заговорили о миллионах тонн загрязненной нефти. В зависимости от ангажированности источников цифры разнились от миллиона до пяти миллионов тонн. Точку в дискуссии поставил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов. Он обозначил цифру — 3 млн тонн некондиционной нефти.
     
    Только спустя полторы-две недели ситуация начала выправляться. 2 мая чистая нефть поступает в Белоруссию, 11 мая возобновила прокачку Украина, 17 мая — Венгрия. Дальше в двадцатых числах Словакия и Чехия.
     
    По состоянию на сегодня южная ветка «Дружбы» работает в нормальном режиме, северная пока стоит.
     
    3 июня в понедельник состоялась встреча всех участников процесса, на которой решались вопросы порядка компенсации за нанесенный ущерб. В общем, договорились. Остались частности в виде размера ущерба, но это будут обсуждать позже.
     
    Правительство практически сразу заявило, что все убытки будет покрывать «Транснефть». Монополия не спорила.
     
    Оставался главный вопрос — кто виноват? Как так получилось, что одномоментно в систему были закачаны миллионы тонн грязной нефти и на протяжении минимум недели никто не напрягся? Почему до сих пор нет ясности и деталей, кроме невнятных интервью двух подозреваемых в бегах и сухой официальной позиции СК?
     
    «Собеседник» решил провести собственное расследование. Честно говоря, начиная эту историю, мы не надеялись, что что-то получится. Результаты обескуражили.
     
    Не навязывая читателям своего мнения, лишь скажем: то, что написано ниже, максимально объясняет большинство опубликованных версий. И не противоречит официальной точке зрения.
     
    Так кто же виноват?
     
    Прессой за этот месяц было явлено десятка два версий от журналистов-дилетантов до маститых экспертов, которые предлагали свои варианты. Спектр — от целенаправленой диверсии до
     
    Сразу скажем, поездка изначально не задалась. Люди — кто ссылался на подписку о неразглашении, кто просто был не в курсе или не желал общаться — никакой информации не дали. Как выяснилось позже — не те вопросы задавали.
     
    На этом можно было бы поставить точку. Собрать рюкзак и выдвигаться домой. Но жизнь непредсказуема. В самый последний момент нам удалось разговорить человека, который представился бывшим сотрудником службы безопасности «Роснефти» в Самаре.
     
    Исповедь очевидца
     
    — Да не было никакой диверсии!..
     
    — А что было?!
     
    — Была жадность...
     
    В процессе разговора Николай (имя изменено по его личной просьбе) был сильно возбужден. Опуская эмоциональный окрас повествования и ненормативную лексику, от него мы услышали вот это.
     
    ...Нефть и нефтепродукты в Самаре воровали всегда: в больших объемах и разными способами. На месторождениях, из трубы, на пунктах приема, на пути в бензоколонку...
     
    После истории с грязной нефтью, возбуждения уголовного дела и ареста первых обвиняемых следователи стали распутывать весь клубок, образовавшийся вокруг самарского терминала, и активно работать на предприятиях области, с которых нефть качалась в узел приемки. Но не только следователи потянулись за самарскими тайнами.
     
    По словам Николая, в область в последний месяц зачастили эмиссары из Москвы, как две капли воды похожие на вице-президентов «Роснефти» и сотрудников центрального аппарата службы безопасности этой компании. Местным интересантам — нефтяникам, следователям — свой интерес приезжие объясняют желанием помочь в расследовании инцидента с хлорорганикой.
     
    Следаки готовы были поделиться информацией, только, в свою очередь, попросили показать акты списания отработанных шламов «Башнефти» и ответить на вопрос: куда дели использованную хлорорганику. После этого любопытные быстро «испарились».
     
    А до этого они же у проходных «Транснефти» подходили к сотрудникам трубопроводной монополии и вынюхивали информацию, предлагая за деньги стать информаторами. За это время удалось выудить у разговорчивых следователей и сотрудников местного филиала примерную картину произошедшего. Сама ситуация с воровством нефти продолжалась уже длительное время, годы. Сроки выясняет следствие. Проблем не было, потому что грязную нефть подавали в магистральные трубы небольшими порциями, чтобы не было заметно. Реально это была и не нефть. К шламу и сворованному же мазуту добавляли якобы утилизированные растворители, добиваясь внешней похожести и соответствия по консистенции и вязкости (чтобы обмануть датчики «Транснефти»).
     
    По версии Николая, за этой истории стояли люди с предприятий «Башнефти», собственники терминала и сотрудники «Транснефти», которые участвовали в этой ОПГ. Двоих сотрудников «Транснефти» уже арестовали.
     
    «Косяк» (по версии Силуанова) случился из-за вступления с 1 июня принятых новых правил по качеству нефти, в соответствие с которыми там не должно быть хлорорганики. Желая быстро «срубить» денег, до вступления новых правил — в трубу было вброшено около 30 тысяч тонн грязной нефти — обе полные емкости терминала. Концентрация хлорорганики в них достигала 76%. В споре со здравым смыслом победила жадность...
     
    Правду ли сказал наш источник, решать должно следствие, но дальше факторы сошлись в ряд. Во-первых, этот терминал последний — от него идет около полутора тысяч километров «Дружбы» без пунктов контроля и прочих станций «Транснефти». Во-вторых, хлориды хорошо диффузируют — их скорость движения в нефти превышает скорость транспортировки самого сырья в трубе. В-третьих, единственный пункт до которого по ответвлению грязная нефть дошла до НПЗ на нашей стороне — это Новокуйбышевский завод. Но он встал на плановый ремонт. Поэтому они на входе выставили задвижку и дальше нефть не пошла, в отличие от основной трубы, по которой сырье без дополнительного контроля уже на стороне Белоруссии пошло через границу и дальше.
     
    * * *
     
    Поездку домой пришлось временно отменить. Для подтверждения слов Николая мы потратили еще полдня на проходной терминала, и вот что услышали (некоторые имена изменены):
     
    Вячеслав: ...Нас тут трясли уже несколько раз. Все под подпиской, вряд ли вам кто что расскажет, себе дороже.
     
    Дмитрий: Вызывали два раза, но я дежурил в другую смену, эти дни меня не было.
     
    На вопрос про СБ «Роснефти»: Когда только началось следствие, крутились тут какие-то чуваки. Но я их не видел, приятель рассказывал, что к нему подходили.
     
    Михаил: Подходили какие-то, даже деньги предлагали за информацию. Но я ничего не сказал. (Улыбается.)
     
    Еще один Дмитрий: ...Не, ребят, не скажу, мы подписку давали.
     
    Сергей: ...Нет, извините, давал подписку.
     
    На вопрос про СБ «Роснефти»: ...Слышал, ребята на приёмке говорили. Про деньги не знаю, мужики просто рассказывали, кто-то подходил, спрашивал, но никто ничего рассказывать не стал. Нафиг с этими связываться.
     
    На все вопросы по поводу двух сотрудников «Транснефти», участвовавших в хищениях и арестованных по делу, никто отвечать не захотел. Допускаем, что версия Николая про арест сотрудников также соответствует действительности.
     
    В заключение
     
    Сегодня в информационном поле идет невиданный информационный накат на правительство, которое «допустило и позволило», на «Транснефть», которую обвиняют во всех грехах, начиная с «технологических косяков» и заканчивая «имиджевым ущербом для отрасли»...
     
    Все решают свои задачи. Сечин, прикрывая тылы, одновременно пытается выжать из ситуации по максимуму. Цель жизни — нефтяной Газпром — никто не отменял. Минфин не хочет платить за ущерб из бюджета, одновременно сохранив доход с дивидендов «Транснефти». «Транснефть», не отказывая ни правительству, ни бюджету, вялотекуще отбивается от информационных атак оппонентов. Все при делах.
     
    Во всем делают виноватых транспортников, хотя зараженная хлором нефть в системе, как сейчас выясняется, начиная с 2012 года обычное дело. Вопрос в концентрации и объемах. Кто реально стоял за этим криминалом, формально мы узнаем не раньше, чем через несколько месяцев. Скандал утихнет еще быстрее. Все участники конфликта получат свои компенсации. Чистая нефть с той же интенсивностью потечет в Европу, а еще через год-другой это просто превратится в историю. Через официальные каналы Следственного комитета нам расскажут подробности, принципиально ничего не меняя. Возможно последуют кадровые перестановки, а может и не последуют.
     
    Но основные выводы журналистского расследования наводят на мысль, что источником токсичной смеси хлорограники с качественным сырьем стала компания из системы «Роснефти».
     
    P. S. Считать эту публикацию обращением в Генеральную прокуратуру.
     
    Георгий Скориков
    Просмотров: 144 | Добавил: aleneb1971 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz